Псиопы

21.01.2025

ПСИОПы – психологические операции, цель которых дезинформация с конкретной целью (напугать, дезориентировать, взрастить недоверие к власти и т.д.). Подобные операции проводились еще в древности, когда перед битвами искусственно распространялись слухи о непобедимой и жестокой армии. Еще с тех времен создавались специальные организации, главной задачей которых было взращивание семян сомнений в сознании врага.

Но сейчас речь идет не о специальных организациях и даже не о тех, от кого с особым усердием защищаются впечатлительные люди в шапочках из фольги. С недавних пор псиопами называют обычных пользователей, которые по своей инициативе занимаются интернет-мистификациями. Они распространяют недостоверную информацию, считая свои действия и реакцию других пользователей на эти действия забавными. Иными словами, отдельные пользователи веселятся, распространяя фейки, утки и вбросы и отслеживают как на все это реагируют ничего не подозревающие другие пользователи, плохо проверяющие достоверность потребляемой ими информации.


Самый распространенный пример ПСИОПа в Рунете – фото различных актеров, которых авторы вбросов преподносят как участников боевых действий, проявивших героизм.

В англоязычном сегменте Сети наиболее популярный пример такого поведения пользователей затрагивает случаи скулшутинга в США. Там из-за интернет-троллей виновником стрельб неоднократно называли американского комика Сэма Хайда, фото которого однажды выложили в Сеть как фото стрелка из штата Орегон. После этого случая фото Хайда, который держит в руках оружие, попало в репортаж CNN. Причем, пранкерам удавалось еще ни раз подсовывать общественности это фото. Оно неоднократно успело побывать в репортажах американских СМИ во время массовых расстрелов и террористических атак. Фото комика даже всплыло в истории о «призраке Киева», когда известный республиканец конгрессмен Адам Кинзингер сделал репост твита, где Сэма Хайда выдали за киевского летчика.


Похожий случай произошел и после покушения на Дональда Трампа. Тогда в Сети распространилось фото, на котором якобы изображен стрелок. Однако выяснилось, что это снимок некого пользователя X, который пошутил, что он похож на стрелка. В итоге его фото выдавалось за фото настоящего стрелка даже в крупных СМИ.


Однако иногда такие локальные вбросоделы пересекаются с профессионалами и обычный троллинг превращается в настоящую психологическую операцию, цель которой – организация протестных мероприятий. К примеру, во время мартовских выборов президента РФ в Сети распространились фейковые сообщения об «автограф-сессии» актера Никиты Кологривого, которая якобы должна проводиться на московских избирательных участках. После того как актер попытался опровергнуть сообщение, оно стало распространяться намного активнее – пользователи просто посчитали забавной его серьезную реакцию на шутку. В этот момент шумиху уже подхватили и крупные медийные лица с оппозиционными взглядами, которые стали призывать свою аудиторию приходить на «автограф-сессию». Тогда простая шутка превратилась в полноценный призыв бойкотировать выборы президента и принять участие в протестной акции.