Прощание с «болонкой»: нас ждет новая система образования

02.06.2022 Споры о целесообразности Болонской системы обучения не утихают с момента ее появления в России, однако в последние дни обсуждение приобрело более острый характер. Еще 18 марта председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин высказал мнение о том, что пришло время России выйти из Болонской системы: «Присоединение России к Болонскому процессу не только не оправдало возлагаемых на него надежд, но и привело к утрате важнейших достоинств системы классического российского и советского образования».

Впрочем, на тот момент вопросы к Болонской системе развития не получили — 23 марта пресс-служба Минобрнауки РФ сообщила, что министерство не рассматривает отказ от участия в Болонском процессе, а в апреле премьер-министр Михаил Мишустин в ходе ежегодного отчета правительства в Госдуме предложил сосредоточиться на качестве, а не на форме образования.

Однако 24 мая секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев в интервью газете «Аргументы и факты» заметил, что «в настоящее время наших студентов и преподавателей фактически выдавливают из западной научно-образовательной сферы. Полагаю, целесообразно отказаться от так называемой болонской системы образования и вернуться к опыту лучшей в мире отечественной образовательной модели».

В Госдуме поддержали предложение Патрушева: по словам Олега Смолина, первого зампреда комитета Госдумы по образованию и науке, «Россия формально не присоединялась к международном документам по Болонскому процессу. Но фактически у нас введен Болонский процесс в его худших вариантах. В России с 1996 по 2011 год действовал закон, предполагающий добровольность участия в Болонском процессе, с 2011 года он стал принудительным. Это привело к снижению качества высшего образования. Признание дипломов — ради чего вводился Болонский процесс — не состоялось. Поэтому я считаю, что предложение вернуться к российско-советской системе образования правильная». Вячеслав Володин, председатель Государственной думы, отметил, что идею выхода из Болонской системы поддерживают все думские фракции.

Аналогичное мнение высказал и министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков: «К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу. Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента», а пресс-служба Министерства просвещения призвала к переходу с бакалавриата на специалитет, как на проверенный формат, «который, с одной стороны, давал будущим педагогам полноту предметных знаний, с другой — позволял наполнить программу теми навыками, которые актуальны и соответствуют вызовам времени».

Нашлись и противники предложения. Спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой предположил, что отказ от Болонской системы приведет к сокращению российского влияния в мире и нанесет сильнейший удар по бюджетам вузов России.

Осторожно высказались и в РАН. «Вопрос неоднозначный, радикально его решать достаточно сложно. С моей точки зрения, самое главное — это переход философии образования от того, что образование — это сфера услуг, к тому, что это общественное благо. Я бы взяла лучшее из того, что есть в Болонской, а за основу взяла российскую систему образования, которая всегда была», заметила доктор политических наук, главный научный сотрудник Института социологии РАН Мария Мчедлова.

Не оправдались и надежды тех, что ожидал отмены ЕГЭ после выхода из Болонской системы. Отмена ЕГЭ после отказа от Болонской системы нецелесообразна — в этом мнении едины и Валерий Фальков, и глава Рособрнадзора Анзор Музаев. Не планируется и возврат к старой советской системе обучения — по словам замминистра науки и высшего образования Дмитрия Афанасьева, «речь не идет о возвращении к системе, которая была до 91-го года речь идет о формировании национальной системы, которая бы учитывала и преимущества того этапа, и тот опыт, который мы получили в последнее время, в том числе в условиях довольно широких международных контактов».
Прощание с «болонкой» нас ждет новая система образования.png
За две недели на тему отказа от Болонской системы в Интернете было опубликовано более 50 тысяч сообщений. 45% пользователей поддержали чиновников и высказались за отказ от двухуровневой системы образования. Сохранить магистратуру и бакалавриат призывали лишь 2%, а больше половины авторов комментариев и сообщений (53%) заняли нейтральную позицию.