Телевизионные шоу в России

20.11.2025

В январе 2024 года агентство ТАСС представило данные исследования Mediascope о самых популярных телешоу в России на основе рейтингов за предыдущий год. Результаты показали, что музыкальные программы уверенно лидируют в зрительских предпочтениях. Первые строчки рейтинга заняли «Голубой огонёк на Шаболовке» (телеканал «Россия-1») и «Новогодняя ночь на Первом. 10 лет спустя. Встречаем 2024-й!».

Эти данные логичны, ведь в новогоднюю ночь телевидение в полной мере выполняет свою объединяющую функцию. Зрители стремятся к коллективному переживанию праздника через знакомые форматы – узнаваемых ведущих, популярные музыкальные хиты и традиционную праздничную атмосферу.

Аналитики компании «Крибрум» решили не ждать Нового года и заранее провести небольшое исследование, чтобы выяснить, какие представленные в статье рейтинговые телешоу являются самыми упоминаемыми среди пользователей социальных медиа?

Методология исследования:

При составлении лингвистической модели из выборки исключили упоминания телепередач в рамках рекламы, телевизионной сетки, официальных анонсов. Команда «Крибрум» сосредоточилась на обсуждении программ пользователями.

Динамика с начала 2025 года:

  • Пик упоминаний «Мужского / Женского» приходится на март 2025 года, когда популярный блогер Иван Дипинс (Deepins) вел стрим данной передачи на Твиче. По этой же причине отмечается прирост числа публикаций и в августе.

  • «Песни от Всей Души» активнее всего упоминались в мае 2025 года в связи с тем, что в этот период на программе исполняли особенно много военных песен и поздравляли ветеранов Великой Отечественной войны.

  • В июне 2025 года на премии ТЭФИ Андрей Малахов получил три награды: за шоу «Малахов», за проект «Песни от всей души» и как лучший ведущий развлекательного ток-шоу за передачу «Привет, Андрей!».

  • В июле 2025 года программа «Вечер с Владимиром Соловьевым» чаще упоминалась из-за обсуждения темы ядерного удара. Главный редактор RT Маргарита Симоньян заявила, что России «придется применить ядерную угрозу», и это вызвало активный отклик пользователей социальных медиа.
  • 1 августа 2025 года пользователи поздравляли ведущего «Поля чудес» Леонида Якубовича с Днем рождения, поэтому в соцсетях выросло число упоминаний шоу.

  • В сентябре чаще упоминали программы «Песни от всей души» и «Привет, Андрей!» — региональные сообщества активно поздравляли участвующих в этих передачах земляков.

«Мужское и женское» – абсолютный лидер


Среди пользователей социальных медиа чаще всего упоминается программа «Мужское / Женское», на втором месте — «Поле чудес». В то время как «Поле» чаще фигурирует в региональных сообществах, которые поздравляют с участием своих земляков, «Мужское / Женское» популярно среди молодой аудитории. В социальных сетях крупные блогеры приглашают своих подписчиков целенаправленно посмотреть «Мужское / Женское», а другие пользователи обсуждают сюжеты программы.

Также программу часто включают на фон мастера маникюра или парикмахеры во время работы. Некоторые пользователи даже указывают любовь к «Мужскому / Женскому» в анкетах при онлайн-знакомствах.

Высокие ТВ-рейтинги ≠ популярность в соцсетях

На примере развлекательных шоу видно, что ТВ-рейтинги и частота упоминаний в соцсетях различаются. В ряде случаев показатели совпадают, например, у «Поля чудес». Но у многих других программ картина принципиально иная.

«Мужское и женское», абсолютный лидер по упоминаемости в Сети, находится на нижних строках ТВ-рейтинга в кластере развлекательных передач. А «Песни от всей души», занимающие первое место на ТВ, в социальных медиа являются только четвертыми.

Такое расхождение может говорить как об отличиях самой аудитории, так и о контексте обсуждения.

Почему показатели так расходятся?

Причин несколько.

  1. Разная аудитория
    ТВ-аудитория в среднем старше, она более консервативна и с большей охотой смотрит линейное ТВ. По данным ВЦИОМ, телепередачи смотрят 65% молодых людей 18-24 лет и 94% аудитории 60+. При этом ежедневно телевизор смотрят 84% людей старше 60 лет против 20% в группе 18-24. Пользователи социальных сетей могут даже не видеть по телевизору сами эфиры, но активно обсуждают передачи онлайн.

  2. Эмоциональная вовлеченность
    Программа может иметь небольшую, но очень вовлеченную аудиторию. Например, «Мужское / Женское» часто обсуждают из-за скандальности, драматичности сюжетов, эксцентричности и эмоциональности контрастирующих между собой ведущих, шокирующих кадров.

  3. Виральность контента
    Яркие моменты из передачи быстро расходятся в виде мемов, клипов, скриншотов на YouTube, TikTok и других платформах. Общий сценарий без жёстких рамок и непредсказуемые реакции гостей делают передачи удобным материалом для мемов.

  4. Вовлеченность блогеров
    Если крупный блогер упоминает программу, его аудитория тоже подключается к обсуждению и влияет на рост упоминаемости.

Выводы

  1. Телевизионные рейтинги и популярность в соцсетях – это разные показатели. Программа-лидер телесмотрения («Песни от всей души») может быть лишь на четвертом месте по упоминаниям в интернете, и наоборот – аутсайдер ТВ-рейтингов («Мужское / Женское») может быть абсолютным лидером в социальных медиа.

  2. Ключевой драйвер упоминаний в соцсетях – это вовлеченность, а не размер аудитории. Даже программа с небольшой, но эмоционально вовлеченной аудиторией, скандальными сюжетами и виральным контентом (мемы, реакции) может генерировать огромный резонанс в интернете.

  3. Аудитория традиционного ТВ и соцсетей существенно различается. Активные пользователи соцсетей (более молодая аудитория) часто не смотрят линейное телевидение, но могут активно обсуждать программы, о которых узнают через блогеров, стримы или виральные ролики.

  4. Внеэфирные события формируют повестку. На упоминаемость программ значительное влияние оказывают не только прямые эфиры, но и действия блогеров, победы на премиях, дни рождения ведущих и обсуждение острых политических тем, поднятых в передачах.