Китайский автопром: «убийцы» конкурентов или всё еще ноунеймы.
Китайский автопром: «убийцы» конкурентов или всё еще ноунеймы.
Затоваривание рынка и закрытие дилерских салонов
Согласно опубликованной в издании «Lenta.Ru» статистике, с января по май текущего года количество закрытых дилерских салонов брендов из КНР достигло 213 – это больше, чем за весь прошлый год. Подобная тенденция фиксируется на фоне резкого падения продаж китайских машин. Даже самые популярные китайские марки – Haval, Chery, Geely и Changan – потеряли треть своих покупателей в первом квартале[1].
Ряд изданий публикует опросы, согласно которым 51% покупателей довольны приобретенными автомобилями. При этом сразу в СМИ делается оговорка: зима в 2025 году была на редкость благоприятная, бесснежная и мягкая, из-за чего и поломок неустойчивых к холоду автомобилей было меньше[2]. Но проблемы остаются: автовладельцев беспокоят быстро садящиеся аккумуляторы, проблемы с сенсорными панелями и запуском двигателя, поломки дворников и дефекты кузова даже в условиях щадящей зимы.
В июне 2025 года интернет-ресурсы начали публиковать статьи, в которых утверждают: на российском рынке представлено 130 китайских брендов с 800 различными моделями, при этом складские запасы достигли отметки в полмиллиона единиц. Особенно показательным является тот факт, что три четверти автомобилей, реализованных в текущем году, представляют собой остатки прошлогоднего производства, что может быть индикатором затоваривания рынка. Аналитика таможенной статистики КНР, проведенная петербургским изданием «Фонтанка», выявила драматическое снижение импортных поставок: за пятимесячный период объемы сократились практически вдвое: с 326 тысяч до 146,8 тысяч единиц[3]. Это свидетельствует о том, что первоначальная стратегия массированного проникновения на российский рынок достигла точки насыщения.
«Крибрум» провел исследование обсуждения китайских авто в 2025 году
В феврале 2025 года аналитики компании «Крибрум» провели исследование присутствия в социальных сетях автомобилей китайского производства, где замерили динамику и упоминаемость автопрома за 2024 год по сравнению с автомобилями иного производства: зарубежного и отечественного.
Выяснилось, что самым популярным концерном среди китайских авто является Geely, а вся упоминаемость западных, отечественных и южнокорейских марок в 10 раз превышает упоминаемость китайских.
В этот раз аналитики провели исследование изменений показателей обсуждения автомобильных производителей за период с января по конец августа 2025 года, а также сравнили, как ведут себя показатели за одинаковый период в 2024 и 2025 году (первые 8 месяцев).
Что изменилось к осени 2025?
Снижается динамика обсуждения некитайского автопрома
Отмечается уверенное снижение упоминаемости наиболее популярных марок автомобилей, не принадлежащих китайским производителям (Audi, BMW, Ford, Hyundai, KIA, Lada, Renault, Volkswagen).


Помимо этого, отмечается снижение упоминаемости зарубежных марок с января по сентябрь в 2025 году по сравнению с тем же периодом в 2024 году.
Упоминаемость «иных» моделей снизилась на 24%: в этом году не предпринималось никаких попыток прогрева аудитории для знакомства с сайтами зарубежного ритейла, как это было в прошлом году ( https://kribrum.ru/events/kitayskiy-avtoprom-v-sotsialnykh-setyakh)
При этом упоминаемость и китайских моделей по сравнению с первыми 8 месяцами 2024 года незначительно выросла: меньше, чем на 1% процент.
Автомобили из КНР оказались неустойчивы к зиме – владельцы жалуются на поломки
· В январе и феврале западные, южнокорейские и отечественные производители упоминались чаще всего в связи с подготовкой компании Kia к возможным санкциям от США. Кроме того, активно распространялось заявления депутата Государственной думы Я. Нилова, который сравнивал качество автомобилей BMW и LADA. Последующие периоды роста активности, в основном, зависят от новостной повестки.
· Зимой также выросла активность обсуждения китайских марок в связи с жалобами владельцев на поломки.
Уменьшился разрыв упоминаемости между лидерами рейтинга
Если в 2024 году (За период с 01.01.2024-31.08.2024) в уверенные лидеры рейтинга китайских автомобилей выбился Geely, то за тот же период в 2025 году Chery и Haval по упоминаемости отстают от него всего лишь на 1-2%.

Как мы видим из графика динамики, упоминаемость Geely постепенно снижается, в то время как на две другие лидирующие марки пользователи обращают все больше внимания.

Это может означать растущую избирательность пользователей, изучающих и обсуждающих рынок китайских авто, а также рост конкуренции внутри рынка и активизацию маркетинга Chery и Haval.
При этом расстановка сил у зарубежных некитайских концернов остается ровно такой же, как и в 2024 году: над всеми моделями по-прежнему лидирует BMW.
О чем говорит аудитория?
При обсуждении китайских марок автомобилей затрагиваются следующие темы (в одном сообщении может содержаться несколько тезисов:
· реклама и испытания новых моделей – 61%;
· жалобы и новости о проблемах и поломках – 40%;
· преимущества китайских автомобилей – 29%;
· обсуждение китайского автопрома в целом – 26%;
· сравнение с аналогами и конкурентами – 25%;
· публикации рейтингов безопасности автомобилей и статистики – 19%;
· другое – 10%.
По сравнению с 2024 годом, отмечается, что в социальных медиа выросло число новостных публикаций крупных пабликов и Telegram-каналов, напрямую негативно отзывающихся о китайских авто. В остальном картина остается смешанной. Пользователи вступают в активные дискуссии и сравнивают эти автомобили не только с марками из других стран, но также и внутри страны-производителя, то есть, разборчивость покупателей действительно выросла. Китайские автомобили окончательно укрепились в сознании комментаторов не как «интересная новинка», но как рядовой продукт.
При этом при выборе такого автомобиля у многих комментаторов сохраняется впечатление «рулетки»: отсутствует уверенность в купленной машине.
Кроме того, при обсуждении делается акцент на то, что автомобиль из КНР должен быть отечественной либо белорусской сборки; некоторые пользователи убеждены, что такая машина будет качественнее.
Выводы
1. Обсуждение марок не из Китая снижается – пользователи на 24% реже упоминают зарубежные автомобили, чем за тот же период в прошлом году. Несмотря на это, разрыв в частоте упоминаний остается большим: комментаторы упоминают китайские автомобили в 8 раз реже, чем остальные. Это может говорить о том, что несмотря на отсутствие на рынке нужных деталей и уход некоторых западных автобрендов из России, их популярность среди пользователей социальных медиа все еще выше китайских конкурентов.
2. Пользователи стали разборчивее в китайских брендах. Сокращение разрыва упоминаемости между марками из КНР может говорить о том, что пользователи теперь обсуждают не только Geely – безусловного лидера рейтинга в прошлом году – но активно вступают в дискуссии по поводу других китайских брендов. Кроме того, возможно, данные бренды нарастили маркетинговые усилия и стали активнее рекламировать свои авто.
3. Зимний период – главный враг китайских авто. Обсуждение автомобилей в принципе возрастает зимой в связи с опасностями для владельцев, однако именно когда речь идет о брендах из КНР, в Сети появляется больше всего упоминаний и жалоб на поломки, коррозию и отказ системы автомобиля из-за перемен в атмосферном давлении.
4. Собрано в России – лучше? При анализе комментариев под публикациями, где пользователи просят советы по приобретению автомобиля, помимо жарких споров о качестве, автолюбители также рекомендуют покупать китайские автомобили, собранные в России или Белоруссии, распространяя тезис о том, что тогда они будут более качественными.
5. Неопределенность сохраняется. Несмотря на то, что прошло почти 9 месяцев, пользователи все также не уверены в китайской продукции и предпочитают проверенные временем западные, корейские и японские автомобили, подбирают к ним детали, проводят ремонт стареющих машин и ищут способы приобрести знакомые бренды даже в случае их ухода из России.
[1] https://lenta.ru/articles/2025/05/08/chinaauto/
[2] https://newizv.ru/news/2025-04-29/a-u-menya-ne-slomalsya-stoit-li-verit-oprosam-po-kachestvu-kitayskih-avtomobiley-436721
[3] https://www.fontanka.ru/2025/06/25/75630647/