Китайский автопром: «убийцы» конкурентов или всё еще ноунеймы.

19.09.2025

Китайский автопром: «убийцы» конкурентов или всё еще ноунеймы.

Затоваривание рынка и закрытие дилерских салонов

Согласно опубликованной в издании «Lenta.Ru» статистике, с января по май текущего года количество закрытых дилерских салонов брендов из КНР достигло 213 – это больше, чем за весь прошлый год. Подобная тенденция фиксируется на фоне резкого падения продаж китайских машин. Даже самые популярные китайские марки – Haval, Chery, Geely и Changan – потеряли треть своих покупателей в первом квартале[1].

Ряд изданий публикует опросы, согласно которым 51% покупателей довольны приобретенными автомобилями. При этом сразу в СМИ делается оговорка: зима в 2025 году была на редкость благоприятная, бесснежная и мягкая, из-за чего и поломок неустойчивых к холоду автомобилей было меньше[2]. Но проблемы остаются: автовладельцев беспокоят быстро садящиеся аккумуляторы, проблемы с сенсорными панелями и запуском двигателя, поломки дворников и дефекты кузова даже в условиях щадящей зимы.

В июне 2025 года интернет-ресурсы начали публиковать статьи, в которых утверждают: на российском рынке представлено 130 китайских брендов с 800 различными моделями, при этом складские запасы достигли отметки в полмиллиона единиц. Особенно показательным является тот факт, что три четверти автомобилей, реализованных в текущем году, представляют собой остатки прошлогоднего производства, что может быть индикатором затоваривания рынка. Аналитика таможенной статистики КНР, проведенная петербургским изданием «Фонтанка», выявила драматическое снижение импортных поставок: за пятимесячный период объемы сократились практически вдвое: с 326 тысяч до 146,8 тысяч единиц[3]. Это свидетельствует о том, что первоначальная стратегия массированного проникновения на российский рынок достигла точки насыщения.

«Крибрум» провел исследование обсуждения китайских авто в 2025 году

В феврале 2025 года аналитики компании «Крибрум» провели исследование присутствия в социальных сетях автомобилей китайского производства, где замерили динамику и упоминаемость автопрома за 2024 год по сравнению с автомобилями иного производства: зарубежного и отечественного.

Выяснилось, что самым популярным концерном среди китайских авто является Geely, а вся упоминаемость западных, отечественных и южнокорейских марок в 10 раз превышает упоминаемость китайских.

В этот раз аналитики провели исследование изменений показателей обсуждения автомобильных производителей за период с января по конец августа 2025 года, а также сравнили, как ведут себя показатели за одинаковый период в 2024 и 2025 году (первые 8 месяцев).

Что изменилось к осени 2025?

Снижается динамика обсуждения некитайского автопрома

Отмечается уверенное снижение упоминаемости наиболее популярных марок автомобилей, не принадлежащих китайским производителям (Audi, BMW, Ford, Hyundai, KIA, Lada, Renault, Volkswagen).

Китайский_автопром_2024_25_new_Монтажная_область_1_копия_15.jpg

Китайский_автопром_2024_25_new_Монтажная_область_1_копия_17 (2).jpg

Помимо этого, отмечается снижение упоминаемости зарубежных марок с января по сентябрь в 2025 году по сравнению с тем же периодом в 2024 году.

Упоминаемость «иных» моделей снизилась на 24%: в этом году не предпринималось никаких попыток прогрева аудитории для знакомства с сайтами зарубежного ритейла, как это было в прошлом году ( https://kribrum.ru/events/kitayskiy-avtoprom-v-sotsialnykh-setyakh)

При этом упоминаемость и китайских моделей по сравнению с первыми 8 месяцами 2024 года незначительно выросла: меньше, чем на 1% процент.

Автомобили из КНР оказались неустойчивы к зиме – владельцы жалуются на поломки

·       В январе и феврале западные, южнокорейские и отечественные производители упоминались чаще всего в связи с подготовкой компании Kia к возможным санкциям от США. Кроме того, активно распространялось заявления депутата Государственной думы Я. Нилова, который сравнивал качество автомобилей BMW и LADA. Последующие периоды роста активности, в основном, зависят от новостной повестки.

·       Зимой также выросла активность обсуждения китайских марок в связи с жалобами владельцев на поломки.

Уменьшился разрыв упоминаемости между лидерами рейтинга

Если в 2024 году (За период с 01.01.2024-31.08.2024) в уверенные лидеры рейтинга китайских автомобилей выбился Geely, то за тот же период в 2025 году Chery и Haval по упоминаемости отстают от него всего лишь на 1-2%.

марки 2024 2025.jpg

Как мы видим из графика динамики, упоминаемость Geely постепенно снижается, в то время как на две другие лидирующие марки пользователи обращают все больше внимания.


марки динамика.jpg


Это может означать растущую избирательность пользователей, изучающих и обсуждающих рынок китайских авто, а также рост конкуренции внутри рынка и активизацию маркетинга Chery и Haval.

При этом расстановка сил у зарубежных некитайских концернов остается ровно такой же, как и в 2024 году: над всеми моделями по-прежнему лидирует BMW.

О чем говорит аудитория?

При обсуждении китайских марок автомобилей затрагиваются следующие темы (в одном сообщении может содержаться несколько тезисов:

·       реклама и испытания новых моделей – 61%;

·       жалобы и новости о проблемах и поломках – 40%;

·       преимущества китайских автомобилей – 29%;

·       обсуждение китайского автопрома в целом – 26%;

·       сравнение с аналогами и конкурентами – 25%;

·       публикации рейтингов безопасности автомобилей и статистики – 19%;

·       другое – 10%.

По сравнению с 2024 годом, отмечается, что в социальных медиа выросло число новостных публикаций крупных пабликов и Telegram-каналов, напрямую негативно отзывающихся о китайских авто. В остальном картина остается смешанной. Пользователи вступают в активные дискуссии и сравнивают эти автомобили не только с марками из других стран, но также и внутри страны-производителя, то есть, разборчивость покупателей действительно выросла. Китайские автомобили окончательно укрепились в сознании комментаторов не как «интересная новинка», но как рядовой продукт.

При этом при выборе такого автомобиля у многих комментаторов сохраняется впечатление «рулетки»: отсутствует уверенность в купленной машине.

Кроме того, при обсуждении делается акцент на то, что автомобиль из КНР должен быть отечественной либо белорусской сборки; некоторые пользователи убеждены, что такая машина будет качественнее.

Выводы

1.      Обсуждение марок не из Китая снижается – пользователи на 24% реже упоминают зарубежные автомобили, чем за тот же период в прошлом году. Несмотря на это, разрыв в частоте упоминаний остается большим: комментаторы упоминают китайские автомобили в 8 раз реже, чем остальные. Это может говорить о том, что несмотря на отсутствие на рынке нужных деталей и уход некоторых западных автобрендов из России, их популярность среди пользователей социальных медиа все еще выше китайских конкурентов.

2.      Пользователи стали разборчивее в китайских брендах. Сокращение разрыва упоминаемости между марками из КНР может говорить о том, что пользователи теперь обсуждают не только Geely – безусловного лидера рейтинга в прошлом году – но активно вступают в дискуссии по поводу других китайских брендов. Кроме того, возможно, данные бренды нарастили маркетинговые усилия и стали активнее рекламировать свои авто.

3.      Зимний период – главный враг китайских авто. Обсуждение автомобилей в принципе возрастает зимой в связи с опасностями для владельцев, однако именно когда речь идет о брендах из КНР, в Сети появляется больше всего упоминаний и жалоб на поломки, коррозию и отказ системы автомобиля из-за перемен в атмосферном давлении.

4.      Собрано в России – лучше? При анализе комментариев под публикациями, где пользователи просят советы по приобретению автомобиля, помимо жарких споров о качестве, автолюбители также рекомендуют покупать китайские автомобили, собранные в России или Белоруссии, распространяя тезис о том, что тогда они будут более качественными.  

5.      Неопределенность сохраняется. Несмотря на то, что прошло почти 9 месяцев, пользователи все также не уверены в китайской продукции и предпочитают проверенные временем западные, корейские и японские автомобили, подбирают к ним детали, проводят ремонт стареющих машин и ищут способы приобрести знакомые бренды даже в случае их ухода из России. 




[1] https://lenta.ru/articles/2025/05/08/chinaauto/

[2] https://newizv.ru/news/2025-04-29/a-u-menya-ne-slomalsya-stoit-li-verit-oprosam-po-kachestvu-kitayskih-avtomobiley-436721

[3] https://www.fontanka.ru/2025/06/25/75630647/