Реакция социальных медиа и СМИ на смерть Паши Техника. Откуда резонанс?

24.04.2025

4 апреля 2025 года в социальных медиа распространилась новость, что известный рэпер Павел Ивлев (Паша Техник) умер в больнице в Таиланде после недельной комы. Как сообщали некоторые СМИ, ссылаясь на анонимные источники, исполнитель был госпитализирован после употребления запрещенных препаратов.

В социальных медиа имя Паши Техника превратилось в мем. За короткий период о нем узнало множество пользователей, а крупные СМИ¹ начали одно² за одним³ публиковать статьи с его биографией.

Этот небольшой анализ посвящен не тому, кем был Паша Техник или какой образ жизни он вел, а скорее отвечает на вопросы, появившиеся на фоне новостей о его смерти и последующего ажиотажа. Что стало причиной такого медийного феномена и насколько это было ожидаемо? Почему на прощание с ним пришло столько людей?

Стандартная картина подобного громкого инфоповода, по нашему опыту, обычно представляет собой единый пик, который впоследствии идет на спад, поскольку аудитория неминуемо теряет интерес. Но в случае со смертью Паши Техника такого не произошло – некий спад действительно был, но фоновое обсуждение продолжалось весь период исследования и плавно угасло только к 20 апреля.

Всего с 27 марта по 20 апреля в социальных медиа было опубликовано более 173 тыс. сообщений 82 тыс. авторами, среди которых как пользователи, так и сообщества во «ВКонтакте» и крупные Telegram-каналы. Потенциальный охват аудитории составил больше 1,8 млрд человек, публикации с упоминаниями Паши Техника собрали больше 1 млрд просмотров. В СМИ было опубликовано более 14 тыс. сообщений с упоминаниями П. Ивлева, потенциальный охват составил 145 млн.

27 марта стало известно, что рэпер находится в коме – новости о Паше Технике транслировали крупные сообщества «ВКонтакте» и Telegram-каналы. Пользователи следили за появлением новых фотографий из палаты, ждали комментариев родных и друзей музыканта и активно обсуждали его биографию, творчество и зависимость.

Когда говорили?

4 и 5 апреля пользователи в основном обсуждали смерть рэпера и ее причину. В социальных медиа распространялись фрагменты биографии, цитаты друзей и близких, соболезнования семье, фрагменты из программ, в которых исполнитель участвовал. Впоследствии активность обсуждения снизилась, но не угасла вплоть до похорон артиста.

11 апреля состоялись похороны и прощание с Пашей Техником, что привекло особенное внимание социальных медиа. Новостные Telegram-каналы отслеживали ход прощания и делали особенный акцент на том, сколько людей пришло на отпевание.

Что говорили?

Как показал анализ, в данном случае сложно выявить какой-то один превалирующий тезис. Весь период обсуждения в социальных медиа шли споры, можно ли считать Пашу Техника талантливым музыкантом, оправдан ли резонанс в связи с его смертью или же его пагубная зависимость перевешивает достижения музыканта в сфере андеграундного рэпа?

Из массива сообщений можно выделить следующие тезисы и высказывания:

  • распространение биографии П. Ивлева;
  • обсуждение творчества и выступлений П. Ивлева;
  • обсуждение попыток П. Ивлева избавиться от зависимости;
  • «МВД не было подготовлено к ажиотажу на похоронах Паши Техника»;
  • обсуждение инцидента с бывшей женой П. Ивлева Е. Карицкой и главой Лиги безопасного Интернета Е. Мизулиной;
  • обсуждение инцидента со «стеной Цоя»;
  • «молодежь хочет слушать Техника, а не Шамана»;
  • «Паша Техник – сам загубил свою жизнь»;
  • черный юмор и ирония по теме;
  • «надоели со своим Пашей Техником».

Интересно, что достаточно большая часть комментаторов обратила внимание на количество людей и инциденты (людей отгоняли от проезжей части, снимали с деревьев, кто-то перелезал через храмовую ограду) на прощании с П. Ивлевым. Отдельно необходимо отметить, что в Сети распространяются мнения⁴, что масштабы популярности Техника среди молодежи оказались некоторой неожиданностью⁵‬ как для госорганов, отвечающих за молодежную политику, так и для представителей правоохранных служб, озадаченных количеством желающих лично проститься с исполнителем или выразить свою скорбь при помощи изобразительно-прикладных инструментов. Это заметили и транслировали и пользователи социальных сетей, и крупные СМИ. Не уверены, можно ли рассматривать «техникопоклонников» как еще одну молодежную субкультуру, но несомненно, что истинные интересы и пристрастия молодого поколения должны быть предметом постоянного изучения и анализа, от чего в выигрыше будут все – и общество, и государство.

Откуда медийность и почему молодежи важна субкультурность?

Взросление молодежи как социальной группы – это комплексный, обусловленный многими факторами процесс. Он усложняется в связи с изменением отношений в самом обществе, что наблюдается на современном этапе истории. Технологизация жизни, изменение профессиональной структуры занятости, из-за чего молодые люди часто не знают, какую сферу выбрать – все эти условия делают социализацию молодежи непростой задачей.

Формирование социально востребованных качеств у молодежи проходит ряд периодов, в числе которых и период отрицания общественных ценностей, отчуждения от них, отреагирование собственной внутренней неопределенности, размытости идентичности, апатии по отношению к социуму и его членам. Если подобные явления не принимают открытый антисоциальный характер, то их в какой-то степени даже можно считать вариантом нормы, необходимым распадом перед личностной интеграцией на новом уровне.

В такие периоды для молодежи очень важно быть понятой.

К большому сожалению, в основной части общества может случиться так, что подобная временная «деградация» молодежи не найдет ни понимания, ни разрешения. Молодые люди в таких случаях уходят во внутреннюю и внешнюю изоляцию, чему могут способствовать определенные модели поведения, которые демонстрируют лидеры общественного мнения или «звезды» андеграунда, также переживающие сложности в социальной адаптации, не приемлющие контроль и протестующие против общественных норм. Давать этическую оценку таким социальным процессам, а фактически осуждать их, означает лишь еще больше увеличивать разрыв между поколениями. Более правильной общественной стратегией была бы выработка механизма совместного переживания, обсуждения, определение причин того или иного явления в безоценочном, рациональном стиле. Такое «проговаривание» проблемы могло бы способствовать снижению напряжения в обществе и более спокойному прохождению молодежи через возрастные кризисы.

Такие медийные личности, как Паша Техник, привлекают внимание молодых людей благодаря своей прямоте и принадлежности к «андеграунду», что позволяет их аудитории чувствовать себя уникальной и понятой. За ними интересно наблюдать и следовать, поскольку в их провокационном, но «близком» и аутентичном образе отсутствует какое-либо двойное дно; они не скрывают свои губительные зависимости, равно как и борьбу с ними, а их честность и прямота в сочетании с умением говорить с молодежью на одном языке и с характерным юмором подкупают аудиторию. Существенную роль играет и естественное любопытство молодых людей, которых привлекает открытый разговор на табуированные темы и отступление от традиционных ролевых моделей. Подобные персоны встречают критику в свой адрес с готовностью и трансформируют ее в черный пиар, что развлекает публику и стимулирует дальнейший интерес к их деятельности. С возрастом, развитием критического мышления, а также появлением новых интересов и увлечений этот интерес к нестандартным медийным личностям в большинстве случаев естественным образом постепенно проходит.

Выводы

  1. Откуда медийный резонанс? Смерть Паши Техника вызвала отклик в Рунете (особенно в социальных медиа). Обсуждение его личности, творчества и обстоятельств смерти продолжалось длительное время, что не характерно для большинства подобных инфоповодов, где интерес аудитории обычно быстро угасает. Популярность таких медийных личностей среди молодежи объясняется их аутентичностью, прямотой и отсутствием «притворства». Молодые люди ценят их честность, в том числе и о собственных проблемах, неформальный язык общения и способность открыто говорить на табуированные темы. Эти персоны используют критику как инструмент пиара, что усиливает их привлекательность.
  2. Роль социальных медиа и СМИ: крупные сообщества и Telegram-каналы играли ключевую роль в распространении информации и формировании общественного мнения, что способствовало поддержанию высокого уровня интереса к теме.
  3. Разнообразие мнений: в социальных медиа не было единого мнения о Паше Технике. Одни пользователи подчеркивали его талант и влияние на андеграундный рэп, другие акцентировали внимание на его проблемах с зависимостями, что породило споры о ценности его наследия.
  4. Социальный феномен: интерес молодежи к таким фигурам, как Паша Техник, может быть связан с поиском идентичности и временным отторжением традиционных общественных ценностей. Это подчеркивает важность понимания и диалога между поколениями для снижения социальной напряженности. Можно предположить, что молодое поколение, вполне естественно, регулярно проявляет повышенный интерес к неодобряемым официальными лицами медийным личностям. Это, возможно, связано с накопившимся протестным потенциалом, у которого нет полноценного проявления во время учебы или в онлайн-среде.

Напрашивается вывод, что интерес аудитории к смерти Паши Техника не столько связан с его персоной, сколько представляет собой запрос на выплеск накопившегося в среде коллективной негативной энергии.

________________________________________________________________________

¹https://www.bbc.com/russian/articles/c4g3r4wxgpko – Роскомнадзор заблокировал по требованию Генпрокуратуры на территории РФ официальный сайт Британской радиовещательной корпорации (ВВС).

²https://lenta.ru/news/2025/04/11/sotni-chelovek-prishli-prostitsya-s-pashey-tehnikom-v-moskve-oni-skandiruyut-imya-repera-i-perelezayut-cherez-zabor-hrama/

³https://www.forbes.ru/society/534937-tysacnye-tolpy-i-zaderzania-kak-v-moskve-prosalis-s-reperom-pasej-tehnikom

https://www.rosbalt.ru/news/2025-04-14/kirill-shulika-kto-prishel-horonit-pashu-tehnika-5369005

⁵‬https://t.me/kshulika/95337