Эффект Манделы

18.12.2024 Объявленный ООН международный день Нельсона Манделы отмечается ежегодно 18 июля, в день рождения южноафриканского лидера. Личность Манделы противоречивая: кто-то признает, что он борец за права человека, по праву получивший Нобелевскую премию мира, а кто-то считает его деятельность в «Копье нации» - вооруженном крыле Африканского национального конгресса - неприкрытым терроризмом. Как бы то ни было, он вошел в историю не только как государственный и политический деятель, но и как человек, чье имя стало синонимом искаженного восприятия информации.

Эффект Манделы – это феномен, связанный с ложной коллективной памятью, когда у нескольких людей совпадают воспоминания, противоречащие реальным фактам. Термин ввела в оборот консультант по паранормальным явлениям Фиона Брум. Она и несколько её знакомых были уверены в том, что Нельсон умер в тюрьме еще в 1980-х годах. Многие были убеждены, что видели соответствующие новости по телевидению, но на самом деле Мандела тихо скончался в 2013 году в кругу семьи.

Ученые объясняют эффект Манделы по-разному: от сбоя в работе долгосрочной памяти до наложения друг на друга параллельных реальностей. Но наиболее вероятная причина возникновения феномена – шаблонное мышление. Наш мозг воспринимает информацию таким образом, что, если один и тот же инфоповод льется «из каждого утюга», он формирует воспоминание. Даже ложное.

С развитием интернета и появлением социальных сетей эффект Манделы может распространяться на десятки тысяч людей; из-за трансграничности информационного пространства ограничений практически нет. Еще в 2018 году ученые проанализировали распространение фейков и слухов в Twitter и пришли к выводу: ложь распространяется быстрее и охватывает большее количество пользователей, чем правда. А значит, дезинформация, распространяемая по различным каналам большим количеством источников, способна привести к ложному восприятию какого-то явления или события у всего общества.

Эффект Манделы опасен, он легко может влиять на ход политических событий. Голосуя на выборах или референдумах, избиратели опираются на свой опыт; если в них заложены ложные воспоминания, например, о личности кандидата, то их решение не будет объективным. Пример – фейки о связи бывшего президента США Дональда Трампа с Кремлем. Трамп заявил, что дезинформация помешала его работе в Белом доме и напрямую повлияла на исход выборов в 2020 году.

Еще один пример эффекта Манделы из новейшей истории – «Бучанская резня». Украинская пропаганда создала жуткую картину «русской оккупации» и объявила якобы произошедшее преступлением против человечества. Социальные сети пестрили фотографиями из Бучи, созданными по британской методичке: кровь, кишки, разворотило. Фейк, сопровождаемый соответствующим хэштегом, стремительно разгонялся в социальных сетях; появлялись внезапные очевидцы, пропаганда не гнушалась использовать видео с участием детей. Россия представила внушительный перечень опровержений так называемой резни в Буче, но эффект Манделы было не остановить: правда на коллективном Западе не нужна никому.

С 2017 года наша компания активно изучает распространение деструктивного контента, в том числе сопряженного с эффектом Манделы, анализирует характер распространения информации, прогнозирует проявления деструктива в реальной жизни; проводятся исследования о фальсификациях истории, об информационных кампаниях против России в мире и т.д.

Мы призываем не верить всему, что публикуется в Интернете, даже если это сопровождается активным обсуждением в тысячах постов. Единственный возможный способ защититься от дезинформации и возникновения эффекта Манделы — всегда перепроверять любые факты, а особенно те, которые кажутся противоречивыми и/или подозрительными.